Экстремальная японская версия легенды о царе Эдипе режиссера Тошио Мацумото «Похоронная процессия роз» (1969)
«Я и рана, и меч. И палач, и тот, с кого он снимает кожу».
Культовый японский фильм конца 60-х годов, ставший классикой, в котором нет табу и который являлся своего рода слепком с жизни неформального сообщества Японии того времени. Один из любимых фильмов Стэнли Кубрика в котором режиссер почерпнул немало идей для съемок «Заводного апельсина».
«Похоронная процессия роз /Похоронный парад роз» – насыщенное и сложное наследие стечения исторических обстоятельств, кинематографических, политических и личных, достигших кульминации летом 1968 года. Это плод богатейшего момента в истории, в котором все художественные формы смешались в необыкновенно свободной игре. Первоначально фильм отразил уникальное смешение эстетик, возникшее из ранних работ Тошио Мацумото с «Дзиккен-Кобо» («Экспериментальной мастерской»), группой, образовавшейся в 1951 году и посвященной новым идеям в области междисциплинарного искусства. Среди ее членов были художники, фотографы, художник мультимедиа Катсухиро Ямагути, композиторы Тору Такемитцу и Дзедзи Юаса, а также недавний выпускник Токийского университета Мацумото.
В студенческие годы Мацумото вдохновили открытия итальянского неореализма и киноавангарда, и он стал искать способ соединить свои противоречивые интересы. Этот контраст и мысли о возможности сосуществования двух начал приобретают показательное значение в контексте формы «Похоронной процессии роз».
Экспериментальное кино, которым Мацумото увлекался в юности, и молодое поколение, которое с энтузиазмом восприняло тогда еще новый медиум видео, воплотились в «Гуэвэре», критическом гибриде многих движений, образовывавших андеграунд. Этой деятельностью в Японии занимались такие режиссеры/художники, как Иимура Такахико и Кацухиро. В дальнейшем она переросла в такие события, как «Токио-Нью-Йорк Видео Экспресс» 1974 года, который объединил многих художников, работавших в разных жанрах, таких как, Нам Джун Пайк, Сигэко Кубота, Вуди и Стейна Васулка, Майкл Сноу, Такэхиса Косуги и даже Аллен Гринзберг. Электронные манипуляции с телевидением в фильмах «Гуэвэры» напоминает работы Нам Джун Пайка, Ямагути и самого Мацумото, а установка «вы должны что-то почувствовать телом» отсылает к росту «системных» или «структуралистких» фильмов, конкурировавших с подъемом искусства видео/телевидения. «Длина волны» Сноу и «Мигалка» Тони Конрада – два фильма, исследующих физическое воздействие времени, света и пространства на осознание зрителем самого себя, которые часто перечисляют среди средств «расширения сознания». Мацумото и сам позднее сделает несколько картин с использованием материала, отснятого для «экспериментального фильма» из «Похоронной процессии роз». На заднем фоне в этих сценах можно увидеть обязательный постер к «Веревке» Тераямы и Садзики, нарисованный Еко Таданори. Этих сцен достаточно, чтобы продемонстрировать невероятное соединение, сосуществование и возрождение всех искусств.
Отсылка к еще одному элементу «андеграундной» культуры происходит через участие Эдди в съемках порнографического фильма, что не только подчеркивает сложные отношения между реальностью и вымыслом в фильме, но и отсылает к расцвету подпольной порнографии. В роли режиссера в этой сцене снялся сам Мацумото, который, хотя и не снимал таких картин, был связан по духу со многими из режиссеров новой волны порнографического кино.
Очевидно, что все эти разнородные движения имеют одну точку соприкосновения, и географически это район Восточного Синдзюку, в котором соединялось все, что выходило за рамки. Это смешение разных видов искусств было не только эстетической установкой, но и реальностью людей, сосредоточенных в одном небольшом районе, заполненным старомодными кофейнями (kissaten), хиппи, галереями, барами (гей-барами и не только), протестующими, всевозможными экспатами, музыкантами, режиссерами, писателями, философами и, естественно, полицией. Это был самая горячая точка, и это означало культуру. Именно здесь родилась «Гильдия арт-театра».
Перевод: Инна Кушнарева